Тайны российского бюджета. Секретные расходы вырастут до 3 трлн рублей

Секретные и совершенно секретные расходы в следующем году вырастут на 7,6% в абсолютном значении год к году до 3 трлн рублей. По мнению экспертов, это противоречит нормам закона о государственной тайне и ограничивает общественный контроль за расходами.

Практика засекречивания российским правительством части расходов федерального бюджета противоречит закону, указывают эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС) и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара в своем заключении на проект закона о федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-го и 2021 годов.

Это же «расходится с рекомендациями международных финансовых институтов по финансовому учету в государственном секторе и снижает прозрачность бюджета, затрудняя оценку его влияния на экономику», — говорится в заключении на проект федерального бюджета.

Кроме того, как следует из документа, нынешняя практика засекречивания расходов прямо противоречит статье 5 закона «О государственной тайне». В ней говорится, что секретность допускается лишь для расходов бюджета «в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму».

Минфин не ответил на запрос Би-би-си.

В законе «О государственной тайне» говорится, что тайну составляет информация не только о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности. Также под это определение подпадают сведения о финансовой политике в отношении иностранных государств и о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

  • Как Россия снижает расходы на оборону. Показываем в пяти графиках
  • Россия хочет в девять раз увеличить экспорт пассажирских самолетов. Сможет ли?
  • SIPRI: Россия увеличила военные расходы несмотря на финансовые трудности
Читайте также:  В стране дремучих прав: преступление и наказание российского пенсионера

На все 100% в федеральном бюджете засекречены расходы на мобилизационную подготовку экономики, ядерно-оружейный комплекс, органы пограничной службы. Расходы на органы безопасности в 2019 году засекречены на 99,8%, на прикладные научные исследования в области национальной обороны — на 95,2%, на прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности — на 90,6%, на раздел «другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» — на 98,6%.

Среди «гражданских» расходов бюджета самые крупные засекреченные доли в разделах «санаторно-оздоровительная помощь» (16%), «прикладные научные исследования в области национальной экономики» (10,2%) и «другие вопросы в области национальной экономики» (11%).

Эксперты оценивают прозрачность проекта бюджета как неудовлетворительную.

Секретнее, чем в США и Израиле

«Закрытые статьи — это статьи, связанные с гостайной и другими вещами, которые государство считает ненужным афишировать. Никаких дополнительных рисков это не несет, кроме того, что у нас низкая прозрачность государственных финансов. Она несопоставимо ниже, чем в таких странах как Израиль и США с доминирующими военными бюджетами», — считает Илья Соколов, заведующий лабораторией исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

По словам Соколова, правительство использует гриф секретности шире, чем того требует закон.

Читайте также:  Россиян предупредили о росте цен на все

«Есть сложившая мировая практика засекречивания расходов, а есть расширительная ее трактовка в российском законодательстве. Это не совсем обоснованно. У Америки закрытых статей в два раза меньше, чем у России. При этом доля военного бюджета в ВВП сопоставима», — говорит Соколов.

Эксперт отмечает, что тренд на засекречивание расходов бюджета в России существует давно и он не меняется.

«Это плохо для экономики. Засекреченные расходы — это расходы, связанные с обороной и военизированными мероприятиями. Это сигнал того, что в экономике растет доля расходов, которые не создают роста в частном бизнесе. Это не расходы, которые создают человеческий капитал или факторы, которые будут в будущем поддерживать рост. Высокий уровень засекреченных расходов означает субъективность в их использовании. У правительства нет никакого обязательства рапортовать об их использовании, нет никакого контроля общественности за такого рода расходами», — считает Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка.

  • Трамп подписал рекордный оборонный бюджет. На что он будет потрачен?
  • Обновленный бюджет России: силовики вместо социальных расходов
  • ЧМ-2018 принес российской экономике почти триллион рублей

Какие еще есть претензии к проекту бюджета?

РАНХиГС критикует прогнозы, которые лежат в основе бюджета. Например, правительство ожидает стабилизации обменного курса в коридоре 64-68 рублей за доллар на фоне снижения цен на нефть. В РАНХиГС считают, что это вряд ли возможно, так как на практике такого не бывает. Рубль, по мнению экспертов, будет в ближайшие три года дешеветь, что приведет к росту инфляции и замедлению роста реальных располагаемых доходов.

Читайте также:  В России снизились покупки моющих средств и бытовой химии

Эксперты не очень верят, что экономика перестроится на инвестиционную модель. Этому будет препятствовать то, что реальные зарплаты растут быстрее роста производительности труда. Это приводит к тому, что в российской экономике растут издержки. В РАНХиГСе полагают, что это вряд ли возможно изменить «без кризиса и резкого падения реальных зарплат».

Проект бюджета ранее раскритиковала и Счетная палата. В своем заключении ведомство отмечало, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение «майского указа» президента Владимира Путина находится под угрозой.

Путин в указе поставил цель ускорить рост ВВП до темпов выше мировых и войти в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году. Министр экономического развития Максим Орешкин ранее пояснял, что попадание в пятерку будет оцениваться по ВВП по паритету покупательной способности и что задачей будет обогнать Германию.

При этом прогноз минэкономразвития предусматривает темпы роста экономики в 2019-2020 годах на уровне 1,3 и 2% соответственно, а с 2021 года прогнозирует ускорение прироста ВВП до 3,1-3,3% в год. Счетная палата указывает, что министерство опирается на прогнозы МВФ для России и Германии за 2017 год, но, судя по фактическим данным, Всемирного банка обогнать Германию к 2024 году не получится.

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Общество
В стиле Вольнова: украинцы готовят вбросы по трагедии в Керчи

Сегодня в керченском политехническом колледже прогремел мощный взрыв. На первом этаже учебного заведения сработало самодельное взрывное устройство, которое привел в...

Пушков заявил, что в массовом убийстве в Керчи виновато иностранное кино

Инцидент в керченском колледже, где учащийся совершил массовое убийство, навеян «иностранным кино». Такое мнение высказал председатель комиссии по информационной политике Совета Федерации...

Капитализм как идеология убийства

Интересная статья. Великий миф о Большой Капиталистической Морковке. ... дебилам и недоумкам, для которым капитализм обещал рай - читать и...

Футболисты Кокорин и Мамаев попросились из «Бутырки» под домашний арест

Футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, находящиеся в СИЗО "Бутырка" в Москве по делу о хулиганстве, подали прошение об изменении...

Закрыть