Скандал года: китайцы «разденут» Украину на 3,5 миллиарда долларов

Скандалом года на Украине по праву может считаться срыв сделки китайских инвесторов с предприятием «Мотор Січ», который устроили власти незалежной по свистку США. «Пятого декабря 2020 года китайские инвесторы ПАО «Мотор Січ» прислали украинскому правительству обращение в международный арбитраж против Украины в соответствии с соглашением между правительством Украины и правительством КНР о поддержке и взаимной защите инвестиций», – говорится в сообщении группы DСH харьковского бизнесмена Александра Ярославского. Заявленная сумма исковых требований – 3,5 млрд долларов. Компанія Skyrizon (дочернее предприятие китайской Beijing Xinwei Technology Group), заключившая сделку, судится с Украиной из-за ареста, наложенного на акции и не позволяющего распоряжаться предприятием.

Немного истории. Завод был основан в Российской империи в 1907 году в городе Александровске (ныне Запорожье) Екатеринославской губернии. В советские годы занимался выпуском двигателей, в том числе газотурбинных и реактивных, для транспортной, военной и гражданской авиации, стал флагманом ВПК. И оставался таковым после развала Союза. В 2010 году «Мотор Січ» производил и обеспечивал эксплуатационное сопровождение 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётно-вертолётной техники. К этому времени доля продукции «Мотор Січ» на российском рынке составляла примерно 50%.

В ноябре 2011 года АО «Мотор Січ» и ОАО «Вертолёты России» был подписан пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов. Запорожская компания должна была ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для Ка–31, Ка–32, Ми–17, Ми–8 МТВ, Ми–24, Ми–28.

Читайте также:  «Роснефть» открыла новое уникальное газовое месторождение в Карском море

Но на рубеже 2013–2014 годов случился майдан, затем – война на Донбассе, Россия была объявлена «агрессором», с которым Киев запретил военно-техническое сотрудничество. А на нём, собственно, и держалась мощь «Мотор Січ».

«Мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», – рассказывал Герой Украины Вячеслав Богуслаев, которому принадлежал крупный пакет акций предприятия. Поскольку доходность «Мотор Січ» упала вшестеро после прекращения сотрудничества с РФ, надо было думать, как спасти заводы и не оставить без работы почти тридцатитысячный коллектив. Люди уже работали четыре дня в неделю.

АО «Мотор Січ» занималось модернизацией вертолётов Ми–8, ремонтами авиатехники и её тюнингом. Однако всё это было каплей в море в сравнении с потерянными российскими заказами.

Так или иначе, а китайские компании «Мотор Січ» почти купили.

В августе 2019 года было объявлено о том, что более 50% акций приобретены Skyrizon и Xinwei Group. И вот тут началась свистопляска: в Киев прилетел тогдашний советник президента США по вопросам национальной безопасности, спустя время прибыл госсекретарь США. Высокопоставленные американские чиновники выражали недовольство сделкой «Мотор Січ» с представителями Поднебесной, а что уж говорили «команде Зе» с глазу на глаз, об этом история умалчивает. Встрепенулась СБУ. А Антимонопольный комитет Украины заморозил вынесение окончательного решения до осени 2020 года. Стороны вынуждены были смириться, ибо лишь при согласии АМКУ завод может быть продан представителям КНР. Однако уже январь 2021-го на пороге, а решения нет. Вероятность аннулирования контракта весьма высока, считают эксперты. Ещё бы! Если прежде украинскую власть американцы ещё как-то убеждали не делать того, что не нравится Штатам, то ныне они сразу озвучивают, чего Украине делать НЕ должно: НЕ покупать российскую вакцину от коронавируса, НЕ пользоваться китайскими технологиями. Разумеется, в этом же списке «НЕ» и продажа «Мотор Січ».

Читайте также:  С 10 января 2021 года в России вводятся новые правила оплаты наличными

Не так давно украинские СМИ активно обсуждали открытое письмо к Зеленскому, Шмыгалю и главам фракций Верховной рады, написанное главой концерна DCH Александром Ярославским. В нём бизнесмен призвал принять необходимые меры, чтобы Украина смогла избежать разбирательств в международном арбитраже с китайскими инвесторами и возмещения им в качестве ущерба 3,5 млрд долларов.

Ярославского поддержал эксперт Вадим Карасёв, который высказал предположение о том, что в случае тяжбы в международном арбитраже с китайцами Украина останется и без 3,5 млрд долларов, и без «Мотор Січ».

Справедливости ради надо сказать что завод пытается спасти сам себя от гибели. В мае 2020 года легкомоторный учебный самолёт изготовил и начал проводить лётные испытания. Дирекция предприятия ищет заказы на двигатели вертолётов и самолётов, предлагает ремонт авиамашин. Даже мясорубки и газонокосилки выпускает, однако так называемые товары  народного потребления, как и питомник немецких овчарок, неспособны заменить основную продукцию «Мотор Січ». К слову, американцы обещали Киеву подыскать у себя замену инвесторам из Китая, но тут по Штатам ударила пандемия коронавируса, затем – выборная кампания, в Вашингтоне стало не до Украины.

Читайте также:  Украина упала в Индексе инвестиционной привлекательности

Теперь в Киеве ждут инаугурации Джо Байдена. Может, новый президент США подскажет, как компенсировать миллиардные убытки, в том, что они будут, мало кто сомневается: китайцы наняли мощные юридические компании, которые будут представлять в международном арбитраже интересы обманутых Украиной инвесторов.

Так что Поднебесная Украину «разденет» на 3,5 млрд долларов. Плюс немаленькие судебные издержки. А если учесть, что КНР куда больше интересуют технологии, а не «Мотор Січ» в целом, то в итоге стремление Киева угождать дядюшке Сэму обернётся для Запорожья социальной катастрофой.

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Экономика
ГК «АРКС»: новые участки ЦКАД открыты для движения автомобилей

Новогодним подарком для автомобилистов стал запуск движения по новым участкам Центральной кольцевой автомобильной дороги, общей протяженностью 170 километров. Торжественное открытие...

Бюджет геноцида

тобы корова давала больше молока, её нужно меньше кормить и чаще доить. Ну а ежели сдохнет, то ничего страшного. Именно...

Безработица, коллапс медицины и рост тарифов на 57% — итоги года для Украины

Пока украинские массмедиа рисуют идиллическую предновогоднюю картинку для граждан, местные эксперты подводят реальные итоги развития страны в 2020 году. Они...

Вслед за КрАЗом обанкротился еще один крупный украинский автозавод

На Украине вслед за КрАЗом закрывается еще одно предприятие – «Богдан-Моторс», менеджмент которого сообщил о банкротстве и прекращении поставок автомобилей...

Закрыть