Новый бюджет – новая экономия и сокращение расходов

В финансовый план заложена вера в резкое замедление инфляции

Через неделю новый состав Государственной думы начнет утверждение федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Главная особенность этого проекта – усиление политики затягивания поясов. Государственные расходы в следующем году будут сокращены сразу на 1,5% ВВП. Чтобы сократить расходы, правительство заложило в проект гипотезу о резком снижении инфляции к концу 2021 года, а также в следующем году. Правительство пока сохраняет докризисный график повышения жилищных платежей, которые вырастут в следующем году для граждан «только» на 4%.

Главная задача каждой осенней сессии для Госдумы – это утверждение очередного финансового плана правительства на следующий год и ближайшую трехлетку.

Для разъяснения особенностей бюджета представители Минфина в прошлые годы устраивали «нулевые чтения» с представителями думских фракций. Но сегодня проводить эти «нулевые чтения» фактически не с кем. В новом составе еще не утверждены даже руководители профильных комитетов. Так что с представленным проектом бюджета сегодня могут разбираться только думские ветераны и аудиторы Счетной палаты, которые должны оперативно готовить свои критические замечания к проекту.

Критиковать новый бюджет есть за что. Вряд ли большинству населения понравится, что власти повышают налоги и сокращают государственные расходы. Бюджетный механизм в следующем году будет работать как мощный насос по откачке денег из экономики. Ведь правительство запланировало в будущем году увеличить свои доходы и одновременно резко сократить расходы. Федеральные бюджетные расходы будут сокращены и в номинальном выражении, и по отношению к ВВП. Расходы снижаются в 2022 году до 17,8% ВВП с 19,3% в текущем году.

Проект бюджета на 2022 год – этой удар по национальной безопасности России, заявил в понедельник думский ветеран Сергей Миронов.

«Главный вопрос: как бороться с бедностью, если расходы на социальную политику сократят на 370 млрд руб.?» – возмущается парламентарий. Сергей Миронов также отметил, что расходы на здравоохранение, которые планируется сократить на 118 млрд руб., составят менее 1% ВВП.

Читайте также:  Нас снова ждет 3-дневное голосование "на пеньках"

«Да, есть другие статьи расходов на медицину, госпрограмма по развитию отрасли, однако и они сокращены, и даже если все суммировать, Россия окажется на одном из последних мест среди стран мира по затратам на здравоохранение. Но дело, конечно, не в рейтингах, а в том, что в условиях пандемии и кризисного состояния нашей медицины подобная экономия на здоровье людей недопустима», – подчеркнул депутат.

Бюджетная конструкция выглядит действительно парадоксально. Создается впечатление, что исполнительная власть существует в стране только ради накопления финансовых резервов с помощью инструментов профицитного бюджета.

До 15 октября правительство должно «рассмотреть целесообразность» повышения с 7 до 10% ВВП порога средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), сверх которого они могут направляться на инвестиции. Такое поручение президента Владимира Путина было опубликовано 1 октября. В поручении отмечается, что до достижения этого уровня не допускается размещение средств фонда в иные финансовые активы, за исключением перечня инфраструктурных проектов, утвержденного после 1 октября 2021 года, в объеме, не превышающем 2,5 трлн руб. На практике это означает увеличение резервов за счет сокращения государственных инвестиций.

«Получается, что сейчас в рамках текущего дефицитного бюджета на социальную сферу тратится больше. В чем тогда смысл профицита в 1,3 трлн руб., который заложен в проекте бюджета на будущий год? У нас сейчас в кубышке Фонда национального благосостояния больше 14 трлн руб. 1 трлн руб. из бюджета Минфин не удосужился израсходовать. Куда еще экономить? Как нам двигаться вперед, если государство все больше забирает и все меньше отдает?!» – удивляется Сергей Миронов. При этом он заметил, что расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» планируется увеличить на 315 млрд до 2,8 трлн руб.

Читайте также:  Пенсионеру, зарезавшему жену из-за квартиры, удавалось скрываться 13 лет

«Авторы бюджета либо не читали, либо сознательно игнорируют Стратегию национальной безопасности РФ, где на первом месте среди приоритетов стоит благосостояние населения. Бедность россиян – главная угроза для нашей страны, а проект бюджета только усугубляет эту угрозу. Он не создает условий для развития, а программирует дальнейшее отставание от лидеров мировой экономики», – заключает Миронов.

Проект бюджета-2022 основан на гипотезе о снижении инфляции до 5,8% в 2021 году и до 4% в 2022 году. Сегодня, напомним, официальная инфляция составляет 6,7%. И экономисты пока не видят факторов, которые могли бы сдержать рост цен на самый широкий список отечественных и импортных товаров.

Правительство, правда, пока отказывается удовлетворять запросы монополий и коммунальщиков о повышении монопольных тарифов и жилищных платежей. «НГ» уже писала о запросах монополий повысить для них тарифы в будущем году с учетом нынешнего всплеска инфляции (см. номер от 15.09.21).

Опубликованный правительством еще в апреле 2021 года график повышения тарифов был составлен в предположении, что инфляция не превысит 4,3%, и предусматривал, что повышение оптовых цен на газ для всех категорий потребителей «не превысит 3%». Планировалось также повышение цен на электроэнергию для населения на 5%, повышение цен на услуги электросетевого комплекса «в среднем по стране в период 2022–2024 годов не более 3% ежегодно». Предполагалось также, что повышение цен на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в целом, в 2022–2024 годах в среднем по России не превысит 4%, что соответствует целевой инфляции. В новом бюджетном сценарии апрельские параметры пока сохраняются.

«Правительство решило, что индексация совокупного платежа граждан за коммунальные услуги остается на ранее согласованном уровне и не превысит 4%. По его замыслу, регулируемые тарифы будут служить своего рода якорем для инфляции и будут ее сдерживать. При этом торможение роста тарифов не должно негативно сказаться на финансовом положении инфраструктурных секторов в силу почти повсеместного роста прибыли в экономике», – объясняет замдиректора института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов. Он напоминает, что сальдированный финансовый результат за первое полугодие оказался на 164,5% выше, чем за аналогичный период 2020 года. Прирост прибыли в секторе «Обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, водоснабжение, утилизация отходов» составил более 63%. В том числе в энергетике +57,5% и водоснабжении +220%.

Читайте также:  Песков рассказал об очередном таежном мини-отпуске Путина и Шойгу

В условиях ужесточения денежно-кредитной политики в связи с ускорением инфляции траектория бюджетных расходов должна ориентироваться на достижение максимального и устойчивого прироста общественного благосостояния на среднесрочную перспективу, считает Валерий Миронов. Он считает целесообразным увеличение расходов на «беспроигрышные шаги» – на образование, здравоохранение, социальную и инновационную политику, на поощрение конкуренции. При этом в этом году прирост доходов консолидированного бюджета превысит ориентировочно 7%, а расходов лишь 3%.

«Простимулировать массированный приток инвестиций в экономику России в первую очередь сможет серьезное ускорение экономического роста на фоне наличия незагруженных мощностей, что в краткосрочном плане можно сделать за счет улучшения ожиданий бизнеса и роста оптимизма», – предлагает Валерий Миронов.

В резервном фонде будет больше денег, но резервы уже больше внешнего долга, дальнейшее накопление идет в ущерб внутреннему спросу, отмечает Андрей Русецкий, управляющий активами «БКС Мир инвестиций». Решение министров об использовании тарифов в качестве якоря, по мнению эксперта, поможет в краткосрочной перспективе частично снизить инфляцию. Но в долгосрочной перспективе такая тарифная политика может оказаться пагубной для ЖКХ.

Правительство, возможно, готовится к более заметной индексации соцвыплат и зарплат, предполагает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Иначе как объяснить маниакальное стремление создавать профицит, когда экономике нужны бюджетные вливания в развитие», – рассуждает эксперт. 

 

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Политика
Что сказал Путин Эрдогану, после чего уволилось 5 генералов и 600 полковников

Почему высшие офицеры «полумесяца и звезды» уходят в отставку «Высшие генералы, отвечающие за военные операции Турции в Сирии, стремятся уйти в отставку на фоне...

В России анонсировали запуск производства микросхем на устаревшем оборудовании

Один из глобальных лидеров в области микроэлектроники, американская компания Intel приступила к строительству в штате Аризона двух заводов по производству...

Талибы, запрещенные в РФ, ликвидировали боевиков ИГ, запрещенных в РФ возле посольства РФ

Пресс-секретарь посольства России в Кабуле Евгений Егоров сообщил, что возле здания дипмиссии РФ в афганской столице была ликвидирована группа боевиков ИГ (организация запрещена в...

Запасов золота в России осталось на 10–20 лет

Открытия новых месторождений золота в России идут существенно медленнее, чем добыча, и в результате страна может столкнуться с истощением запасов...

Закрыть