Нова Хута: польский «Тагил»

Пока Польша пытается хоть тушкой, хоть чучелом интегрироваться в европейский капитализм, один из ее городов застрял в советском прошлом и прекрасно себя чувствует. Нова Хута крайне похожа на Магнитогорск или Череповец, а вот от соседнего Кракова отличается как Трабант от Мерседеса. 

Кстати, именно на Трабанте я и катался по городу — живая история! А еще я вошёл в доверие к местным суровым металлургам и проник на заводскую «заброшку». И сейчас расскажу про страшную угрозу атомной войны и коммунистическое лицемерие.

1 Идеальный город для рабочего народа.. Широкие проспекты, утопающие в зелени дворы, тихие скверы — и трамвайная линия на завод. В мире есть лишь два таких места, полностью спроектированных в духе соцреализма и построенных с нуля. Второе вам хорошо известно, это уральский Магнитогорск. Сегодня же я буду рассказывать про его молочного брата, польский район Нова Хута, построенный в пятидесятые как отдельный город, но позднее ставший восточной окраиной Кракова.

Велодорожки и подземные парковки здесь появились ещё до того, как это стало мейнстримом, в начале 1950-х. При том, что на весь район было только два частных автомобиля! У директора завода (само собой) и его жены. Вся инфраструктура, включая широкие многорядные проспекты была построена как элемент дизайна, и с заделом на будущее. Зато сегодня в Нова Хута нет проблем с парковкой во дворах. 

2 Мачек забрал меня прямо из отеля. О том, что он подъезжает, было слышно ещё за квартал. И лишь потом на улице появился чёрный Трабант. Редкий сегодня вид транспорта стал настоящей машиной времени, лучшего автомобиля, чтобы отправиться в прошлое просто не найти.

3 Всю дорогу мы разговаривали о коммунизме и сравнивали детские воспоминания. Детство Мачека прошло во время Военного положения и “Солидарности”, моё на излёте Советского Союза. Чем ближе мы подбирались к Нова Хуте, тем роднее становился пейзаж. Буржуазный, утончённый Краков остался далеко позади, перед нами высились бетонные коробки. У мира словно выкрутили насыщенность, сделали цвета бледнее. Даже современные машины почти исчезли. “Лад” и “Волг” мы не встретили, но видели несколько “Трабби”, двигавшихся в попутном направлении.

4 В Кракове становятся всё популярнее экскурсии в социалистическое прошлое. Туристам приелись дворцы и замки, хочется чего-то необычного. Несколько назад в городе появились Crazy communist tours — “фишка” в том, что они дают максимальное погружение в недавнюю историю. Вместо автобусов с занудными гидами, бубнящими заранее выученную программу в микрофон здесь молодой парень на старом “Трабанте”, главном авто Восточной Германии. С таким тургидом можно и пива в кабаке выпить, и от гопников отбиваться, и район знает, как пять пальцев — в Нова Хута живёт его бабушка.

Придумал всё это парень по имени Куба, коллега и начальник Мачека. Он работал в отеле на ресепшен, и однажды к нему обратилась американская пара. Они интересовались коммунистическим районом и хотели его посмотреть, но самостоятельно ехать боялись. Куба отвёз их туда после работы на своём старом Фиате (похожем на “Копейку” Жигулей): туристы были в восторге и сказали, что ему нужно делать из этого бизнес. Вот он и сделал 🙂 Сейчас в автопарке 9 Трабантов разных лет выпуска, но на ходу постоянно 3-4, остальные приходится ремонтировать: что по поделаешь, возраст.

5 Нова Хута означает “Новый завод”, и весь район был выстроен для его работников. Поначалу Хуту называли “белым городом”, и он таким был. Здания потемнели и стали тёмно-серыми из-за выбросов с завода. При строительстве не учли розу ветров, и что-то пошло не так. Но какое дело, какого цвета дома в городе мечты! О, это и был город мечты, для тех кто приезжал из бедных деревень. Нова Хута олицетворяла всё новое и лучшее. Позази — бедность и война, впереди стабильная работа, отдельная квартира и гастроном на первом этаже.

Читайте также:  "В путинских спецслужбах бардак". Наблюдения экс-разведчика

6 Место для строительства выбрали рядом с Краковом по ряду причин. Главным образом, чтобы создать оживлённый анклав рабочего класса, который затмил бы старый буржуазный город с его историей и культурой. Нужен был новый центр притяжения. Проект был одобрен в 1947 году и конструкция экспериментального города на 100 тысяч человек началось в 1949. Каждая деталь Новы Хуты была тщательно спланирована. Широкие проспекты были нужны, чтобы сдержать распространение пожаров в зданиях; деревья, устилающие эти проспекты, были посажены, чтобы поглотить воздействие взрыва. Весь город — это «скрытая крепость» с архитектурными деталями. По иронии судьбы, Nowa Huta позже превратилась в антикоммунистический центр и стала оплотом движения “Солидарность” в 1980-х годах.

7 До 1990 года посреди этой клумбы стоял памятник Ленину (о вкусах не спорят, но довольно страшненький)

8 Но даже спустя почти 30 лет после декоммунизации его дух продолжает витать повсюду. Как иначе, если вся окружающая материя была сшита по советским лекалам.

9 Здесь пахнет “Шипром” и перегаром, а в ресторан ходят либо опохмелиться, либо отпраздновать (нарядно одеваясь, чтобы соответствовать событию). И появившаяся в этом мирке “Кока-кола” не так уж сильно его пошатнула.

10 Самое интересное и колоритное — люди. Они словно заморозились во времени и полностью соответствуют эпохе.

11 

12

13 Вы знали, что Польше обожают мороженое? Его едят и зимой и летом, и в жару и в дождь. Почти на каждом шагу встречаются киоски и кафешки, где продают “лёды” — мягкое мороженое в рожках, наподобие итальянского джелато. Была ли эта мода во времена социализма — не скажу, но теперь это самое любимое лакомство всех поляков, от мала до стара. 

14

15 В тщательно спланированном городе нашлось место лишь одному общественному туалету. Зато было построено 250 бомбоубежищ под жилыми домами, магазинами и всеми социальными и административными зданиями.

16 А чуть сунешься во дворы — знакомая с детства картина.

17 Архитектура зданий — хорошо знакомые нам “сталинки” четырёх и пяти этажей.

18 Дома первых серий самые прикольные, в них и квартиры больше, и потолки выше, и есть те самые подземные парковки.

19 Сегодня их поделили на частные гаражи и закрывают на замок. У Мачека ключей не было, но въезд в паркинг я оценил. 

20

21 Район граничит с лесопарком, за которым ТЭЦ. Есть где погулять, и виды отличные.

22 Вы уже представили Нова Хуту эдаким краем географии? А зря, трамвай домчит вас до исторического центра Кракова. всего за 15-20 минут. Но сейчас нам в другую сторону. 

23 В паре километров возвышаются дымящие трубы металлургического комбината. Он настолько огромен, что размер территории превышает и жилую зону Нова Хуты и остальной Краков месте взятые! Увы, над заводом полетать на дроне не получилось, но смотрите на карту и впечатляйтесь!

Читайте также:  Советская власть бросила миллионы умирать от голода, но их спасли американцы

24 Завод живёт и здравствует, компания принадлежит индийскому гиганту Arcelor-Mittal и носит имя американского учёного польского происхождения Тадеуша Сендземира. Ему принадлежат больше 100 патентов на изобретения, связанные с горным делом и металлургией. На предприятии работало 40 тысяч человек и действовала крупнейшая в Европе доменная печь.

25 До 1990 года завод носил имя Владимира Ленина, никак с металлургией не связанного. Но предприятие досталось в подарок от Советского Союза и назвать по-другому было бы идеологически неверным. К тому же, Ильич два года прожил в Кракове вместе с Крупской и её матерью. И вот ещё, бородатый анекдот (совсем не в тему) вспомнил.

Заказали известному художнику картину на тему «ЛЕНИН В ПОЛЬШЕ».Через некоторое время приезжает комиссия,видит добротно исполненное полотно.На нем изображен шалаш,шашлыки на костре,вокруг куча пустых бутылок и окурков.Из шалаша торчат две пары ног.
Художник поясняет:
— Вот это ноги Надежды Константиновны,а это — Феликса Эдмундовича.
— Позвольте,а где же Ленин?— А Ленин в Польше !!!

26 Гигантская территория комбината растянулась до самого горизонта. Возле проходной два административных корпуса, один “народный”, с отделом кадров и профсоюзами, второй для высшего руководства и официальных делегаций. В том, что попроще, до сих пор сидит администрация.

27 Другой закрыт и заброшен. Сюда-то мы и пойдём. 

28 Здание не используется лет двадцать, но его поддерживают в порядке, зимой топят батареи. Всё, чтобы сохранить аутентичные интерьеры. Занимается этим общественная организация при заводе с позволения и одобрения руководства. 

29 Зал приёмов и заседаний. Самых важных гостей встречали именно здесь. Фидель Кастро, Валентина Терешкова, а уж членов политбюро ЦК ЦПСС здесь было столько, что не сосчитать.

30 Мраморные полы и колонны, перила и двери из дорогих сортов дерева — интерьеры смотрятся очень стильно и сделаны на века без ремонта. Сколько его не было, и ничего не развалилось!

31 В шкафах сохранилась вся документация, трудовые карточки работников.

32 Оригинальный “камин”. 

33 За стеной кабинета главного инженера находится каморка радиста. Слышали выражение “у стен есть уши”? Вот здесь эти уши и сидели. Многие помещения (и даже курилки) прослушивались руководством, все подозрительные разговоры тут же записывали на плёнку. Был и специальный телефон для анонимных доносов, позвонив на который можно было пожаловаться автоответчику. На самом же деле звонок слушали в режиме реального времени, и если ситуация была серьёзной, отвечали. Богатейшие архивы с кляузами так и хранятся в стенном шкафу. Экскурсии по заводу проводит Анджей, партнёр и конкурент “Безумных Трабант-туров”. В Кракове этим занимаются несколько ребят, рынок маленький, стараются помогать друг другу. 

34 Уходим под землю! Здания-близнецы соединены длинным подземным коридором, чтобы большое начальство могло сбежать незамеченными, в случае чего. 

35 Под “народным” корпусом есть ещё и ядерное бомбоубежище. Почему не под директорским? В случае атаки удар придётся в первую очередь по главному корпусу. 

Внутри как будто квартира. Только автономная. Здесь можно жить несколько недель.

36 На случай отключения электричества на поверхности есть резервные дизельные генераторы.

37 И запасы аккумуляторных батарей. 

38 — «Вот центр Кракова, вот Нова Хута, а тут наш завод — говорит Анджей. — Будут целиться в них, а попадут в нас. Мы же с 1947 года вместе». Шутка, конечно, но не нужно объяснять, что подобный 

Читайте также:  Россияне устали от величия и хотят справедливости

39 30 человек из высшего руководства завода

40 Одна из жилых комнат. Верите или нет, что постельное бельё лежит здесь лет 25-30? 

41

42

43 На улицу выходим из соседнего здания-близнеца. На ходу успеваю заметить различия, никакого мрамора и лепнины: в этом всё лицемерие социалистических режимов. 

44 Наш “Трабант” оказался самым старым в автопарке туристической компании, он 1966 года. Это машина из первого десятилетия выпуска, а вообще “Трабби” собирали аж до 1991 года. Машина была ужасной по всем параметрам, даже на момент своего выпуска она во многом морально устарела, но конкурентов ведь не было — БМВ, Ауди, Мерседес, Опель — всё это про западную Германию, граждане ГДР должны были строить коммунизм и испытывать трудности в жизни. Trabant 601 — самая массовая модель, их было выпущено 2 818 547 штуки за 34 года.

45 Под капотом двухтактный, двухцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения объёмом 0,6 л и мощностью 26 л. с. Конциционер, усилитель руля? Забудьте, здесь даже не было “печки” — обогреваться можно теплом от двигателя. 

46 Этим щупом измеряют не масло, как можно было бы подумать. А количество топлива в баке! Датчик в салоне отсутствует, и чтобы узнать сколько осталось, надо открывать капот и замерять вручную. Бензобак всего 26 литров! Что делать, если топливо закончилось в дороге? На этот случай практичные немцы предусмотрели специальный рычажок, открывавший доступ к резерву в 5 литров дне бака. Так можно было проехать ещё 80 километров.

47 А вот багажник у 601-го Трабанта на редкость вместительный: 477 литров! Сколько же мешков картошки сюда влезет/

48 Особенностей у машины так много, что её можно назвать со всех сторон исключительной. Навесные элементы кузова были сделаны из дуропласта, прочного пластикового синтетического соединения, позволившего значительно удешевить производство и сделать машину легче. Малышка весит всего 620 кило!

49 Людям построили парки, магазины, детские сады и школы, дом культуры и даже театр. Казалось бы, учли всё, что нужно для счастливой жизни. Кроме одного. В районе не было церкви! «Ну и правильно, в социалистическом обществе не место религии!” — скажете вы. Коммунисты тоже так думали. Но эксперимент провалился — религиозным и набожным полякам можно было скормить любую новую идеологию, если в ней было место Иисусу. Парадокс, но даже убеждённые польские коммунисты всё равно хотели по воскресеньям ходить в церковь. И эту церквь им построили в 1960-х, после протестов населения. Первый камень заложил кардинал Кароль Войтыла, впоследствии ставший Папой Иоанном Павлом II. А в начале 80-х годов именно церковь стала штабом и укрытием для членов антикоммунистического движения во время Военного положения. Совсем не удивительно, правда?

50 Построить коммунизм у поляков так и не получилось. Но краковский район Нова Хута остаётся живым памятником тем временам. А славным или не очень, каждый решит сам.

На этом моя серия репортажей про Польшу завершена. Если понравилось — ставьте лайк и пишите комментарий!

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Общество
Кто подставил президента на прямой линии?

Прямая линия президента - это уникальное политическое мероприятие, которое проводит Владимир Путин для того, чтобы напрямую почувствовать пульс страны и...

Стали известны имена лауреатов Госпремии РФ по искусству, науке и технологиям

Помощник президента Андрей Фурсенко и член президиума Совета при президенте по культуре и искусству, советник президента Владимир Толстой объявили лауреатов...

Австрия закроет семь мечетей и выдворит десятки имамов

Австрийские власти закроют семь мечетей, считающихся местом распространения политического исламизма, а также вышлет из страны нескольких имамов, получающих финансирование из-за...

Наблюдатели ОБСЕ заявили о росте числа жертв войны в Донбассе среди мирного населения

В мае в результате боевых  действий в Донбассе погибли по меньшей мере 11 человек, еще 32 получили ранения. Об этом...

Закрыть