Эксперт оценил планы Индии по постройке собственных истребителей

Опытный образец индийского легкого боевого самолета LCA Tejas успешно выполнил первые взлеты и посадки на палубу единственного в ВМС Индии авианосца INS Vikramaditya, перестроенного из тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», в Аравийском море. Однако ему не суждено стать настоящим истребителем палубного базирования, хотя он и позволил Индии войти в число «избранных» стран, способных сконструировать машину, которая может работать с авианосца.

Прототип легкого боевого самолета LCA (N) Mk 1 Tejas, успешно выполнил первые взлеты и посадки на единственный индийский авианосец INS Vikramaditya и вскоре должен осуществить дополнительные полеты. Это необходимо, чтобы довести до требуемого эксплуатационного уровня радиоэлектронное оборудование самолета, различные системы и бортовое программное обеспечение компьютера LCA Tejas.

LCA Tejas («Бриллиант», разработки компании Hindustan Aeronautics Tejas) — индийский легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения. Однодвигательный самолет имеет схему «бесхвостка» и дельтовидное крыло.

Прототип этой машины совершил первый полет 4 января 2001 года. Разрабатывался он по программе LCA (Light Combat Aircraft). 4 мая 2003 года премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи официально присвоил самолету наименование Tejas. Мелкосерийное производство самолета началось в 2007 году.

Ставший флагманом ВМС Индии «Викрамадитья» сменил авианосец «Вираат», выработавший свой ресурс. «Викрамадитья» был передан Военно-морским силам Индии 6 лет назад — 16 ноября 2013 года — спустя 9 лет после заключения контракта на переоборудование и модернизацию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Эта сделка между Россией и Индией стала одной из самых крупных в сфере ВТС.

Авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» был заложен в 1978 году под именем «Баку» в Николаеве. В 1992 году корабль был поставлен на ремонт, а в 1994 году был выведен в резерв второй категории. В 2004 году он был передан предприятию «Севмаш» для модернизации, чтобы заменить исключенный в 1997 году индийский легкий авианосец «Вираат». В 2006 году проект получил название «Викрамадитья». Это имя — комбинация из двух слов языка хинди: «викрам» означает «сильный», а «адитья» — «солнце».

Читайте также:  Лукашенко: Иностранных войск в Беларуси нет

Взлеты и посадки LCA (N) Mk 1 на палубу авианосца последовали за обширными испытаниями на береговом испытательном полигоне ВМС (shore-based test facility, SBTF) в Гоа на юго-западном побережье Индии.

Однодвигательный LCA (N) Mk 1, который имеет усиленные стойки шасси, успешно провел свою первую посадку с помощью аэрофинишера на SBTF в сентябре 2019 года, после чего последовало около 30 аналогичных посадок на этом же полигоне.

В декабре 2016 года тогдашний начальник штаба ВМС адмирала Сунил Ланба заявил, что двигатель LCA (N) Mk 1 не отвечает требуемому соотношению «тяги к весу» для взлета с достаточной загрузкой топлива и оружия, чтобы эксплуатировать этот самолет с палубы авианосца.

Теперь ВМС Индии ждут, когда индийское агентство ADA (Aeronautical Development Agency) разработает вариант Mk 2 LCA (N). Именно он, как ожидается, станет уже настоящим истребителем палубного базирования. Эта машина будет оснащена двумя двигателями General Electric F414, каждый из которых способен развивать тягу в 90 кН.

«Нынешний Tejas никогда не увидит свет в виде истребителя ВМС, поскольку это вариант с одним двигателем», — акцентируется в индийских СМИ.

Тем не менее, после недавних взлетов и посадок LCA (N) Mk 1 на палубу авианосца издание India Today сделало вывод, что отныне «Индия входит в число избранных стран, способных сконструировать истребитель, который может работать с авианосца».

«Морская версия LCA Tejas взлетает с INS Vikramaditya и тем самым делает историю», — характеризует полеты легкого боевого самолета в Аравийском море газета India Today.

При этом программа по созданию многофункционального истребителя индийской разработки (LCA) стартовала очень давно — еще в 1983 году. Тем не менее, взлеты и посадки LCA Tejas с палубы корабля сугубо для Индии следует оценивать однозначно как выдающийся результат со всех точек зрения –- и с политической, и с военно-технической.

Читайте также:  У России и Беларуси только два пути

Индия хочет строить именно свои самолеты, но своей техники и вооружения у Нью-Дели откровенно не получается, или получается очень плохо. И с танком собственной разработки дело пошло как-то не очень, и с двумя проектами учебных самолетов затея кончилась ничем.

Одна из фундаментальных проблем, связанных с LCA Tejas, заключается в отсутствии двигателя национальной разработки для этого самолета.

Помимо всего прочего, Tejas концептуально устарел лет на двадцать — при создании машины этого типа за основу взята концепция соответствующего французского «Миража». Tejas задумывался как легкий, однодвигательный, недорогой, массовый истребитель. И даже его компоновка очень напоминает компоновку французской машины. Сегодня в этом концепте в мире не работает практически никто. Если брать Tejas как летательный аппарат, то на выходе получилось нечто среднее между третьим и четвертым поколением.

Помимо всего прочего, этот самолет получился перетяжеленным относительно возможностей своего двигателя. Когда индийцы начинали строить самолет, он, наверное, был нужен, причем концептуально, потому что ВВС Пакистана в то время были оснащены старыми «Миражами», китайскими реинкарнациями советского МиГ-21 и F-16 в первоначальных версиях.

В настоящее время потенциал Tejas относительно современных китайских и пакистанских машин, конечно, недостаточен. В лучшем случае его можно сопоставить с JF-17 «Тандер», который Пакистан и Китай изготавливают совместно с российскими двигателями.

В то же время, чтобы противодействовать пакистанскому и отчасти китайскому военно-морскому флоту, летных характеристик самолетов, аналогичных LCA (N) Mk 1 (Mk 2), может оказаться вполне достаточным.

Что касается недавних взлетов и посадок Tejas с авианосца, то в абсолютной мировой шкале подобных достижений это, безусловно, близко к последнему месту, но с точки зрения индийской стороны, постройка своего самолета, пусть даже со значительной долей импортных комплектующих, тем более его авианосного варианта, это, разумеется, впечатляющий результат. Стоит отметить и программу по созданию самолета пятого поколения, которая начата индийским агентством ADA и получила наименование «перспективный средний боевой самолет» (Advanced Medium Combat Aircraft или AMCA). Однако станет ли эта машина реальностью — очень большой вопрос.

Читайте также:  На помощь протестующим в Беларуси собрали $3,7 млн

При этом угроза для Индии со стороны китайской машины 5-го поколения никуда не делась. Хотя еще не совсем ясно, что собой представляет китайский J-20, прогресс заметен довольно быстрый. Таким образом, для Индии подобный вызов нарастает с каждым годом.

И единственным реальным ответом со стороны Нью-Дели на этот вызов стала бы закупка американского истребителя F-35. Причем в США принципиально не против подобного развития событий, но хотят осуществить это движение в два такта.

Первый такт — вначале американцы предлагают купить у них истребители F-16 вместе с технологической линией по их производству. А потом, когда с F-16 уже все образуется и устроится в нужном для США ключе, в Вашингтоне рассмотрят вопрос о продаже Индии F-35.

Если Индия будет возиться со своей программой создания 5-го поколения AMCA так же долго и мало результативно, как и с LCA, то F-35 станет для Индии безальтернативным вариантом. И скорее всего, Нью-Дели рано или поздно придет к этому решению.

Но и тут есть один нюанс. В Индии провозглашают — «ничего не купим без передачи технологий». Но есть все основания предполагать, что никаких технологий по F-35 американцы Нью-Дели не передадут ни при каких обстоятельствах.

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Политика
В ООН Украина и США выступили против запрета героизацией нацизма

ООН, 18 декабря 2019 года. /ТАСС/. Генеральная Ассамблея (ГА) ООН на заседании в среду приняла российский проект резолюции о борьбе...

В Ростове-на-Дону оперативники тайно следили за активисткой «Открытой России» в спальне

В Ростове-на-Дону оперативники вели тайную видеозапись в спальне активистки «Открытой России» Анастасии Шевченко, которая проходит по делу о деятельности организации,...

Бастрыкин: в 2019 году суды вынесли менее одного процента оправдательных приговоров

На торжественном собрании, посвященном дню образования Следственного комитета России, глава ведомства заявил, что  прошлом году российские суды вынесли менее одного...

Власти Москвы согласовали проведение митинга 1 февраля

Мэрия Москвы согласовала проведение митинга 1 февраля с целью «выступления против проекта конституционной реформы» с количеством участников до 10 тыс....

Закрыть