Центр Кудрина предложил отменить валютный контроль

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина предлагает отменить валютный контроль в России. Он слишком обременителен, ответственность за него жесткая, а отказ от регулирования повысит экономическую активность, считают эксперты.

Либерализация валютного регулирования в России 1990–2000-х годов была «частичной», все еще сохраняются «существенные ограничения, связанные с требованиями законодательства к порядку совершения валютных операций», констатирует Центр стратегических разработок (ЦСР) в своем новом докладе о реформе валютного контроля (есть у РБК). «Запретительный характер» регулирования мешает трансграничной деятельности российского бизнеса, а сами механизмы контроля «не позволяют достигать макроэкономических целей по устойчивости» рубля, приходят к выводу в ЦСР, который разрабатывал экономическую программу для президента Владимира Путина. Валютный контроль в стране нужно попросту отменить, считают эксперты.

Что не так с валютным контролем

ЦСР называет восемь ключевых проблем валютного регулирования в России. Во-первых, существование понятия «валютный резидент», которого нет в странах ОЭСР. Резидентами являются все юрлица, созданные по отечественному законодательству, а с этого года ими считаются и все российские граждане (до этого россияне, находящиеся за рубежом непрерывно больше года, становились нерезидентами).

Вторая проблема — запрет зачислять на зарубежные счета средства от продажи движимого и недвижимого имущества и ценных бумаг. Это «неоправданное обремене­ние для добросовестных участников экономической деятельности», которое, в частности, мешало амнистии капиталов 2015–2016 годов, считают в ЦСР.

Среди других сложностей Центр Кудрина выделяет требования о предоставлении валютными резидентами отчетности по зарубежным счетам (в противном случае операции, проведенные по таким счетам, признаются незаконными, из-за чего резидентам грозит штраф в размере 75–100% от их суммы), а также требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам. Последние не позволяют прекращать обязательства по трансграничным контрактам с нерезидентами через взаимозачеты и прощение долга и негативно влияют на электронную торговлю, для которой быстрые межстрановые платежи имеют «ключевое значение», пишут авторы доклада.

Пятая проблема — запрет валютных операций между резидентами (как в России, так и за ее пределами). Причем на практике контролировать проведение таких операций зачастую невозможно. Шестая — слишком жесткая ответственность за нарушения валютного законодательства (слишком большие штрафы, а также потенциальное уголовное наказание практически за любое нарушение требований валютного законодательства из-за широких формулировок в УК).

Читайте также:  Чтобы выполнить требования МВФ власть снова запустит руку в карманы обедневших украинцев

Наконец, указывает ЦСР, система администрирования валютного контроля слишком сложна. Существуют органы регулирования (налоговая, ЦБ, ВЭБ, таможня) и агенты регулирования (ЦБ, правительство и уполномоченные банки): первые могут предписать устранить нарушения или применить меры в соответствии с законом, вторые же лишь проводят проверки. Последняя проблема, по мнению ЦСР, в том, что валютные ограничения создают барьеры для развития Евразийского экономического союза.

Споры властей

О необходимости либерализации валютного контроля и разногласиях с ЦБ по этому вопросу говорил министр экономического развития Максим Орешкин. Сейчас контроль очень жесткий и является «одним из рудиментов», который сдерживает активизацию торговли, а полноценный межведомственный обмен по этим операциям отсутствует, указал Орешкин.

Свой вариант смягчения валютного контроля в январе опубликовал Минфин. Согласно проекту ведомства, экспортеров не будут штрафовать за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов (а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар), если просрочка составляет менее 30 дней. Предложения Минфина также предусматривают частичное снижение штрафов с нынешних «драконовских» (по выражению министра Антона Силуанова) 75–100% от суммы невозвращенных средств до 33–50%. Впрочем, это смягчение не затронет, например, зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка.

При этом еще осенью прошлого года Минфин предлагал дать правительству и Центробанку полномочия вводить жесткие валютные ограничения в кризисные периоды. Минэкономразвития такое предложение не поддержало. Впоследствии Минфин отказался от этой идеи. Архаичность валютного контроля стала одной из тем последней встречи крупных предпринимателей с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Традиционно более осторожен в вопросе валютного контроля Центробанк. Нужно находить баланс между полной отменой валютного контроля и жестким контролем — убирать его «сразу» нельзя, говорил в начале года замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Липин.

Читайте также:  Россию начали заливать бензином

Международный опыт

Страны ОЭСР с 1980–1990-х годов не требуют от резидентов репатриации и продажи валютной выручки, они также не прибегают к ограничениям по использованию зарубежных счетов, отмечают авторы доклада ЦСР. Развитые страны осуществляют контроль за трансграничными потоками денежных средств в рамках налогового законодательства, банковского контроля и законодательства по противодействию отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.

Власти США никогда не применяли меры валютного контроля и не ограничивали операции с иностранной валютой и банковскими счетами, указывают эксперты ЦСР со ссылкой на отчет ОЭСР. При этом в США действуют сильные механизмы контроля за движением средств резидентов. Согласно принятому в 2010 году закону о налоговой отчетности по зарубежным счетам (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), налоговая служба получает данные о счетах американских налоговых резидентов в зарубежных финансовых институтах (банки, инвестфонды и др.). Отчетность FATCA внедряется путем межправительственного обмена, или же банки ряда стран (Австралии, Бермуд, Чили, Швейцарии, Японии) регистрируются на сайте налоговой службы США для предоставления данных об американских налоговых резидентах.

В странах БРИКС применяются валютные ограничения, отмечают автора доклада. Так, в Индии резидентам запрещено иметь счета за рубежом (это возможно только через уполномоченного посредника), а также получать кредиты в иностранной валюте (кроме транспортных, страховых и строительных компаний). Власти Индии установили требование о репатриации и обязательной продаже валютной выручки, а законом о валютном регулировании предусмотрен контроль над трансграничными валютными операциями.

Фото: Mukesh Gupta / Reuters

Резиденты Китая должны репатриировать и продать валютную выручку в течение 90 дней после завершения импортно-экспортной операции, а валютные счета в зарубежных банках могут открывать только резиденты, чья деятельность связана с периодическими платежами за рубеж. При этом каждое получение денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснование, которым служат внешнеторговый контракт и таможенная декларация.

Читайте также:  Эксперт: Повышение НДС вместе с удорожанием бензина означает рост цен на все

Валютное регулирование в Бразилии более прогрессивно: экспортер вправе оставить за рубежом 100% экспортной выручки, а ограничений на осуществление операций по зарубежным счетам нет. Благодаря электронной системе мониторинга (фиксирует все действия по валютным операциям) резиденты экономят на банковском обслуживании. Юрлица могут подать отчетность в онлайн-систему о своем зарубежном счете. В России же отчетность юридических лиц по иностранным счетам должна ежеквартально предоставляться в налоговые органы.

Отмена в два этапа

Валютные ограничения в России стали «анахронизмом», считают эксперты ЦСР. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» следует отменить, а соответствующий понятийный аппарат перенести в другие нормативно-правовые акты. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», говорится в докладе.

Либерализацию валютного регулирования нужно провести в два этапа, считают в ЦСР. Первая часть реформы, которую следует реализовать уже к концу 2018 года, должна отменить требования по репатриации и установить открытый режим использования иностранных счетов. Затем Минфин и ЦБ, как считают в ЦСР, должны подготовиться к отмене запрета на валютные операции между резидентами и одновременно (в логике тренда на дедолларизацию экономики) к введению в Гражданском кодексе запрета на использование иностранной валюты как платежного средства на территории страны. Кроме того, нормы отчетности по зарубежным счетам нужно перенести в Налоговый кодекс (сейчас регулируются федеральным законом), полагают авторы реформы.

Второй этап реформы рассчитан на 2019–2020 годы. ЦСР предлагает отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР. Сейчас Россия договорилась об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами, однако требования по использованию финансовыми институтами стандарта ОЭСР пока не установлены, отмечают авторы. Большинство других стран такие нормы уже приняли.

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Экономика
Отток капитала из России удвоился с начала года

Чистый отток капитала из России за январь — февраль 2018 года составил 9,8 млрд долларов. Показатель вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого...

Как власть подкупила бюджетников перед выборами

Павел Грудинин уверен, что большинство россиян не купится на неожиданную щедрость Зарплаты бюджетников, несмотря на резкий рост в начале 2018 года, уже...

Меркель подписала план отказа от российского газа

Крупнейший покупатель российских энергоресурсов в Европе - Германия - намерена радикально пересмотреть свою энергетическую политику, включая планы по закупке за...

Минфин озвучил главную задачу по бюджету на 2019 год

Зависимость бюджета РФ от цен на нефть будет снижаться. При этом, как заявил глава Минфина Антон Силуанов, равновесная цена нефти...

Закрыть