Беларусь помогла Китаю обогнать Россию в создании ракетных комплексов

Недавний юбилейный военный парад в Пекине продемонстрировал, что военно-промышленный комплекс КНР достиг больших успехов в создании подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) различного назначения на базе многоосных колесных шасси.

Фото: Reuters

По площади Тяньаньмэнь прошли пятиосные пусковые ракетные установки с баллистическими ракетами DF-17, оснащенными гиперзвуковыми боевыми блоками и стратегическими сверхзвуковыми ракетами большой дальности DF-100.

За ними проследовали шестиосные шасси, которые несли ракетные комплексы DF-26, и восьмиосные с ракетами межконтинентальной дальности DF-31AG.

На восьмиосном шасси был размещен и самый мощный на сегодняшний день стратегический китайский ПГРК DF-41. 16 таких транспортеров замыкали колонну ракетных комплексов.

Почему подобная техника не выпускается в России?

Как и следовало ожидать, сам факт того, что Китай обогнал Россию в создании собственных многоосных шасси для стратегических ПГРК, вызвал ревнивую реакцию у большинства комментаторов, освещавших пекинский парад.

Конечно, в российской армии также имеются прекрасные многоосные шасси под ПГРК. Да вот беда: производятся они в независимой Беларуси, на Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ).

И авторы ряда публикаций выражают по этому поводу недоумение: почему подобная техника до сих пор не может выпускаться в России? Ведь уже более десяти лет на Камском автозаводе (ПАО «КамАЗ») ведутся работы по созданию семейства специальных колесных тягачей (СКШТ) аналогичного назначения под индексом «Платформа-О». Имеющих благодаря применению электромеханической трансмиссии (ЭМТ), если верить разработчикам, просто фантастические характеристики грузоподъемности, скорости и маневренности.

Частичный ответ на этот вопрос содержится в статье авторитетного российского автомобильного эксперта, главного редактора сайта «Автомобильный каталог» Александра Привалова «Почему буксует разработка перспективной автотехники», опубликованной в газете «Военно-промышленный курьер».

Читайте также:  Telegram в России на порядок популярнее Facebook и WhatsApp вместе взятых

Оказывается, еще год назад на форуме «Армия-2018» врио начальника Научно-исследовательского центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3-го Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) Минобороны России полковник Вадим Демик заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение ЭМТ для военной автотехники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.

Привалов считает такое решением оправданным, поскольку в России на сегодня нет собственных мощных дизельных двигателей, силовой электроники, колесных редукторов и ряда других важнейших автокомпонентов для автотехники с ЭМТ.

При этом он задается вопросом: почему ПАО «КамАЗ» продолжало эти разработки, причем по контрактам с Минобороны России? Хотя, если судить по результатам тестов, СКШТ семейства «Платформа-О» проигрывают технике МЗКТ.

От себя добавим: ввиду чрезвычайной уязвимости ЭМТ к воздействию электромагнитного импульса (одного из главных поражающих факторов современного оружия — и не только ядерного) применение такой трансмиссии на ракетном шасси означает его гарантированное уничтожение в условиях реальной войны.

Печальная эпопея «Платформы-О»

Сегодня на полигоне НИИЦ АТ идут испытания шасси МЗКТ-79291 (колесная формула 12×12.1) с механической трансмиссией. А в Набережных Челнах, в свою очередь, работают над альтернативным ему образцом из линейки «Платформа-О» КамАЗ-78509 (12×12.1) с ЭМТ. И сравнение не в пользу изделия Камского автозавода:

— снаряженная масса МЗКТ-79291 примерно на 10 т меньше, чем снаряженная масса КамАЗ-78509;

— грузоподъемность МЗКТ-79291 приблизительно на 10 т выше, чем грузоподъемность КамАЗ-78509;

Читайте также:  Раскрашенная под хохлому ракета «Союз-2.1а» стартовала с Байконура

— надежность МЗКТ-79291 оказалась выше ожидаемой, в то время как у КамАЗ-78509 тяговые электродвигатели, электроника, другие узлы и оборудование многократно выходили из строя в ходе испытаний.

Возьмем на себя смелость предположить, что свою роль здесь сыграла та самая коррупционная составляющая, без которой в сегодняшней России, похоже, почти никакие дела не делаются. Эту версию подтверждают и факты, приведенные тем же Приваловым.

Из материалов проверки военного прокурора Московского гарнизона следует, что в 2015 году между Минобороны России и ПАО «КамАЗ» заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы.

Заместитель начальника НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, будучи осведомленным, что цель технического задания в полном объеме не достигнута, весной 2017 года подписал акт приемки второго этапа работ, что послужило основанием для его оплаты. Ущерб, причиненный Минобороны России, превысил 181 млн российских рублей.

Материалы проверки военный прокурор гарнизона направил в военные следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 285 Уголовного кодекса РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).

Но ведь безрезультатные работы по теме «Платформа-О» ведутся с 2008 года, и сумма выделенных на нее средств оценивается в 300 млн долларов.

Таким образом, из всего изложенного следует вывод: на создание боеспособного СКШТ России потребуются еще годы и десятки (если не сотни) миллионов долларов. И все это время российские ракетчики, скорее всего, будут использовать белорусские СКШТ.

Читайте также:  Xiaomi Redmi 9A: понятный, доступный, быстрый

Если только какой-нибудь форс-мажор (например, чрезвычайная нужда в средствах) не заставит Беларусь продать МЗКТ России.

Китайцы использовали наработки МЗКТ

Китайцы же своими нынешними успехами в области создания ПГРК обязаны Беларуси. В 1998 году в городе Сиогань (провинция Хубэй) было организовано совместное китайско-белорусское предприятие Sanjiang-Volat Special Vehicle Co., LTD. по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 тонн.

Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн юаней выступили с белорусской стороны МЗКТ, доля которого в уставном фонде составила 30%, с китайской стороны — аэрокосмическая корпорация China Sanjiang Space Industry Group Co. в лице 100-процентной «дочки» — Hubei Sanjiang Space Wanshan Special Vehicle Co., Ltd (ее доля в уставном фонде составляет 70%).

МЗКТ внес свой вклад технологической документацией и комплектующими, китайцы — денежными средствами.

В соответствии с уставными документами в первые пять лет работы 70% комплектующих на конвейер СП должен был поставлять МЗКТ. В последующем долю белорусских компонентов предполагалось снизить до 30%. Правда, известные своим непревзойденным талантом копирования китайцы план быстро перевыполнили.

Превзошли они и намеченный рубеж по грузоподъемности, и оговоренную область применения изделий. Она сегодня гораздо шире, чем записанная в учредительных документах. Ведь China Sanjiang Space Industry Group Co., помимо всего прочего, является и производителем баллистических ракет как гражданского, так и военного назначения.

Что может послужить для Москвы очередным поводом упрекнуть Минск в союзнической неверности.
Читать полностью:  https://news.tut.by/economics/660362.html

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Технологии
Blue Origin примет участие в программе по доставке небольших грузов NASA на Луну

Американское космическое агентство расширило список компаний, участвующих в программе по коммерческой доставке грузов на Луну CLPS (Commercial Lunar Payload Services)....

Прорыв в солнечной энергетике

Heliogen – компания, специализирующаяся на получении энергии из возобновляемых источников, вышла из тени и заявила о создании инновационной технологии, которая...

Украина планирует построить город на Луне

В последнем интервью астрофизик из Калтеха Константин Батыгин заявил, что переселяться человечеству на данный момент некуда. Вливать сотни миллионов долларов...

Почему все же Нью-Дели предпочел Rafale русским Су-30МКИ

Некогда главный импортер советских, а затем и российских вооружений, Индия оказалась для Москвы непостоянным и ненадежным партнером. Срыв контрактов и...

Закрыть