«Иномирье». Путь сквозь вселенные
— 10.07.2019«Перед тобой всего лишь море. Но поверь, через него просвечивает совсем другой мир. Всё просматривается настолько ярко и отчётливо, что даже пугает. Здесь расположены самые настоящие джунгли. Они тянутся так далеко, что непонятно, где заканчиваются. Деревья очень высокие, с широкими листьями. Растения, цветы просто огромные. Мне кажется, что я чувствую даже запах. Там гуляют гигантские динозавры. Иногда я вижу травоядных. Они ходят медленно, неторопливо и поедают зелень. Некоторые из них кажутся мне добрыми и красивыми. Но бывает так, что попадаются хищники. Они ужасные и безжалостные»… Концепция о множестве миров, пересекающихся между собой в определённых точках пространства, и о людях, способных видеть двери, манящие в неизвестность, или открывать их, легла в основу романа Анны Плехановой «Иномирье».
Книга похожа на красочный калейдоскоп. Стоит углубиться на страницы, как перед мысленным взором начинают кружиться разноцветные кристаллы, выстраиваясь в диковинный узор иных измерений. Один взмах ресницами, один шаг за грань привычного, и читатель, вслед за героями, оказывается где-то совсем в другом месте, ощущает его ароматы, жмурится от яркого солнца или, наоборот, пытается сфокусировать зрение в кромешной темноте. Для произведения характерна образность, которая делает его объёмным и буквально осязаемым, подобно картине, написанной на холсте, или кадрам из кинофильма, снятым в жанре остросюжетного экшна.
Благодаря неисчерпаемой фантазии Анны Плехановой, картинок, которые могут появиться из кружения фантасмагорических кристаллов, великое множество. Казалось бы, все частички похожи одна на другую, только результат получается разным. В одних случаях писатель выбирает ярчайшую палитру, щедро использует краски, стараясь получить фейерверк тонов, буйство флоры и фауны. А чтобы начертать следующий мир, напротив, она убирает всё лишнее, оставляя лишь оттенки серого. Но и их достаточно, чтобы талантливая рука создала шедевр – своеобразный, слегка пугающий, непривычный, но от того не менее правдоподобный.
Путешествие между мирами – основа сюжетной линии. Двое героев, зависимых друг от друга, должны определить свой путь сквозь вселенную. Ни один не может обойтись без другого. Ибо мало просто видеть, чтобы попасть куда-то, как недостаточно и уметь потянуть за невидимую дверцу, дабы оказаться в нужном месте в нужное время. Эта связь может быть очень прочной или обернуться катастрофой. Постепенно она превращается в нечто могучее и нерушимое. В чувство, которое даёт смысл самому существованию, ощущение безопасности и уюта, уверенность в себе, своих силах и завтрашнем дне. Эту связь, возникшую из ниоткуда, автор называет любовью. Метафора, которую она подбирает к прекрасному и всепоглощающему чувству – свет: «Я будто купалась в любви, так неожиданно пробудившейся во мне. Она текла от меня к Сэму и обратно. Всё закружилось в чудесном танце и наполняло нас светом и счастьем». И вот уже страницы, и без того наполненные красками до отказа, начинают излучать новое чарующее сияние, откликающееся томительной жаждой в потаённых глубинах естества.
Противоположностью любви является вовсе не ненависть. Анна Плеханова нежные и трепетные переживания, из которых соткана ткань бытия, противопоставляет животной страсти, будоражащей сознание. Как Сэм и Нокс противоположны друг другу, так и эти две первозданные силы вступают в противодействие, чтобы показать силу одного и слабость другого. Однако, оказавшись на пути живительной реки любви, вулкан страсти способен изменить курс и перевернуть духовный мир героев, изменить их судьбу и само будущее. Испытание лавой желания – не единственное на дороге к заветному счастью. Есть и другие, более драматические. Они вытекают из этой разницы между нуждами души и потребностями плоти. Автор романа предлагает героям и читателям понять, что важнее – внутренняя суть человека или его тело, ставя персонажей в ситуацию, когда их внезапно разделяют годы, избороздившие лицо одного морщинами, а второго оставив молодым и прекрасным.
Красота описанных миров и завораживающая концепция многомирья – не единственное, на что следует обратить внимание, читая данное произведение. Экшн, динамика, остросюжетные приключения считаются традиционными для жанра фэнтези. В «Иномирье» также не обошлось без опасности, дышащей в спину, героических жертв, эпических битв, погонь с преследованиями. Картели преступников из разных измерений, желающих воспользоваться талантами избранных… Правительственные организации, стремящиеся держать под контролем и направлять по выбранному ими пути каждого, кому подвластно больше, чем остальным…. Бандиты, которые время от времени встречаются на дорогах сквозь миры… Все эти личности не дают заскучать, а их планы становятся очередными препятствиями на пути героев, которым нужно сделать выбор, на чьей они стороне, и определить для себя, что значит свобода и какова её цена.
Понятие свободы раскрывает Анна Плеханова с разных сторон, заставляя задуматься о его глубинном смысле. Она начинает размышления от противного, показывая свободу как вседозволенность и свободу как «жажду власти, богатства». Ибо «так уж устроен мир людей, что они нуждаются в деньгах. Это придаёт уверенности в завтрашнем дне и даёт хоть какую-то иллюзию свободы». Но именно «иллюзия» становится ключевым словом. Так как истинная свобода, по мнению автора – это возможность самому принимать решения, выбирать направление и идти по нему, не спрашивая чужого согласия, не ограничивая себя и не получая окрика, стоит ли делать шаг с тропы, проторённой кем-то другим. То есть, свобода в рамках «Иномирья» – это классическая свобода воли. А она, как известно – и благословение, и проклятье.
Имеет роман Анны Плехановой не только развлекательную составляющую, но и социальное значение. В нём отражаются мультиконфессиональность и борьба разных культур, из пределов одной планеты перенесённые во Вселенную и изменившие масштаб. Вопрос поднимается в нарочито утрированной форме. Кто хороший, а кто плохой? Обитатели какого мира правы, а в каком ошибаются? Если на первых порах читатель ещё пытается провести какие-то границы и наклеить ярлыки, то в конечном итоге бросает эту гибельную и обречённую на неудачу затею, мысленно позволяя каждому существовать, как хочется и можется.
Социальный подтекст имеет попытка показать Землю в различных временных отрезках одновременно, путем разделения прошлого, настоящего и будущего в разных измерениях. Каждый период из жизни планеты, от эпохи динозавров до периода, удалённого на тысячелетия или даже столетия от дня сегодняшнего, предстаёт как на ладони, причём в нескольких вариациях. Отчётливо видны плюсы и минусы каждого строя, каждого решения, каждой перемены. Но главное, что сразу приковывает внимание – это предостережение от увлечения цифровыми технологиями, гаджетами, научными исследованиями и технократией в целом, которое бросает Анна Плеханова. Посмотреть на то, куда человечество может прийти, если не остановится и не найдёт способ изменить курс прямо сейчас, возможно, необходимо, чтобы задуматься о новом, ином варианте развития событий. Ведь мысли, как известно, материальны.
Книга «Иномирье» потрясает воображение, будит фантазии, дарит отдохновение от обыденности и, в то же самое время, подкидывает идеи для осмысления в дальнейшем, связанные с той действительностью, частью которой мы являемся. Так, за красочным фасадом и искрящимся пологом эмоционального напряжения скрывается глубинная суть литературного произведения и его основной, без преувеличения, жизненно важный посыл.
Итак, готовы открыть портал в новый мир и узнать, кто Вы?
Пресс-служба издательства «Союз писателей»