срочные новости:
25.04.2025 - У главы автобронетанковой службы ЦВО арестовали имущество на миллионы рублей
25.04.2025 - Суд продлил домашний арест блогерше Александре Митрошиной
25.04.2025 - Троих агентов СБУ приговорили к большим срокам за серию терактов в ДНР
25.04.2025 - Называющий себя бойцом ММА россиянин ворвался в номер чиновницы и угрожал ножом полиции
25.04.2025 - Блогера Александру Митрошину проверят на дополнительные эпизоды преступлений
25.04.2025 - Глава службы внешней разведки рассказал о гонящих врага с русской земли войсках РФ
25.04.2025 - Главу бронетанковой службы военного округа России осудят из-за 10 миллионов рублей
25.04.2025 - В России 1000 человек осудили по делам о терроризме
25.04.2025 - Обвиняемому в подрыве автомобиля российского офицера в очередной раз продлили арест
25.04.2025 - Рубашка сыграла важную роль при вынесении приговора в деле о расправе над певцом Тальковым

15 лет назад под Смоленском разбился самолет президента Польши. Как пьяный генерал сгубил 96 человек и почему в этом винят Россию?

15 лет назад под Смоленском разбился самолет президента Польши Леха КачиньскогоИгорь Надеждин (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)СюжетАвиакатастрофы в России

Фото: Mikhail Metzel / AP

15 лет назад, 10 апреля 2010 года, под Смоленском разбился борт №1 Республики Польша — авиакатастрофа унесла жизни 96 человек, в том числе польского президента Леха Качиньского и его супруги Марии, а также 88 высокопоставленных чиновников Польши. В России расследование давно завершено, а уголовное дело прекращено в связи с уходом из жизни лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, — экипажа самолета и главкома ВВС Польши Анджея Бласика, который настоятельно требовал от экипажа не уходить ни на второй круг, ни на запасной аэродром. Однако в Польше до сих пор считают, что та катастрофа стала следствием злого умысла, и обвиняют российскую сторону в сокрытии истинных причин трагедии — вплоть до подмены тел погибших. Историю расследования одной из самых громких авиакатастроф в истории современной России вспомнил корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Польский борт №1 разбился под Смоленском в апреле 2010 года

Самолет Ту-154М 36-го авиатранспортного полка ВВС Республики Польша разбился в 10:41 по московскому времени (06:41 по Гринвичу) при подлете к аэропорту Смоленск Северный 10 апреля 2010 года. Как установят Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и следователи тогда еще Следственного комитета при Прокуратуре РФ, причиной катастрофы стали действия экипажа.

Под давлением главкома ВВС Польши Анджея Бласика пилоты заходили на посадку в явно плохих погодных условиях, требовавших ухода на запасной аэродром (в том случае — в Москву). В итоге, выйдя из облаков с очень высокой вертикальной скоростью (за 13 секунд борт снизился на 90 метров), экипаж начал маневр захода на второй круг, но не успел.

Материалы по теме:«Не мог хороший экипаж так идти на посадку»10 лет назад в Смоленске разбился самолет президента Польши. Главу государства сгубил пьяный генерал10 апреля 2020«С неба падали люди и обломки»Как 50 лет назад взрыв пассажирского самолета над Читой стал крупнейшим терактом в СССР2 мая 2023Внешний факторПольский президент разбился под Смоленском по вине экипажа. Поляки не верят5 сентября 2018

На удалении 698 метров от торца взлетно-посадочной полосы борт №1 левым крылом столкнулся с березой, потерял треть крыла, после чего перевернулся через левое крыло и в перевернутом положении столкнулся с землей — примечательно, что пожара на месте катастрофы не возникло.

Читайте также:  Россиянина осудят за домашнее насилие над сожительницей

Она стала летальной для 96 человек, находившихся на борту, в том числе польского президента Леха Качиньского и его супруги Марии, а также 88 высокопоставленных чиновников Польши. Кроме того, крушение унесло жизни командующих сухопутными, военно-воздушными, военно-морскими силами и силами специальных операций.

Президент Польши Лех Качиньский. 2009 год

Фото: Mindaugas Kulbis / AP

Среди погибших также оказались руководитель Бюро национальной безопасности, оперативный командующий Войска Польского, заместители министров иностранных дел и культуры, два вице-спикера и 12 депутатов сейма, вице-спикер сената и два сенатора, высшее архиерейство и дюжина общественных деятелей.

Россия признала виновником катастрофы экипаж

Как установила комиссия МАК и российские следователи, в момент столкновения с землей в кабине экипажа находился Главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик, который (по документам) был пассажиром и при заходе на посадку был обязан сидеть в своем кресле, пристегнутый ремнем безопасности.

Анджей Бласик

Фото: Wikimedia

Между тем травмы генерала однозначно свидетельствовали, что Бласик стоял за креслами пилотов (это категорически недопустимо), а расшифровка записей показала, что главком ВВС требовал от пилотов посадки с первого захода. Причем в его крови обнаружили алкоголь — 0,6 промилле, что соответствует легкой степени опьянения. Все эти нарушения, независимо от других факторов, демонстрировали уровень дисциплины в высшем руководстве ВВС и выставляли республику в неприглядном свете — особенно с учетом того, что повторялись неоднократно. Это было установлено комиссией МАК и не отрицалось Польшей.

Подробный разбор российской версии трагедии можно прочитать здесь.

Польша годами выдвигала другие версии трагедии под Смоленском

В Польше гибель своего президента, причем в России и тем более по вине экипажа, принять не могли. У польской стороны сразу же возникли десятки версий, которым пытались придать видимость правдоподобности. В частности, звучали заявления, что первые обломки самолета лежали на удалении 100 метров от основных.

Это якобы говорило о попадании ракеты в крыло самолета — но ошибочность этой версии признала даже прокуратура Польши. Позже поляки заявили, что в борт №1 была заложена бомба, только вот речь в этой версии шла о другом самолете, который не летал в Россию.

На месте авиакатастрофы под Смоленском

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Тогда версию скорректировали: якобы во время модернизации на заводе в Самаре в крыло разбившегося Ту-154М заранее заложили радиоуправляемое взрывное устройство. Конспирологи даже нашли веский, по их мнению, аргумент: завод принадлежал российскому бизнесмену Олегу Дерипаске.

Читайте также:  Силовики ворвались в московский клуб

Впрочем, следов взрывчатки на обломках самолета не нашли ни наши эксперты, ни специально приезжавшие несколько раз польские эксперты. Но эта версия все равно долго педалировалась Польшей.

В итоге со временем трагедия под Смоленском в Польше превратилась в политическое шоу, причем внутреннее.

Польша пыталась добиться ареста российских авиадиспетчеров

В какой-то момент в Польше возникла версия, что диспетчер на вышке аэропорта давал экипажу неправильные команды. Однако тонкость в том, что командовать экипажем диспетчер не имеет права — все решения пилоты принимают самостоятельно.

«Черные ящики» с самолета польского президента Леха Качиньского, который разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года

Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

Затем польская сторона стала утверждать, что диспетчер сознательно дезинформировал экипаж о пространственном положении самолета, что и привело к трагедии. Эта версия долго была ведущей: прокуратура Польши даже обратилась в суд с требованием о заочном аресте российских диспетчеров Павла Плюснина, Николая Краснокутского и Виктора Рыженко.

В мае 2021 года Варшавский суд отказал в нем, но в мае 2022 года все-таки дал согласие на заочный арест одного из троих — как было указано в официальном сообщении для прессы, речь шла о Викторе Р.

Польская позиция по трагедии в Смоленске меняется вместе с политикой

Постоянные изменения польской позиции по трагедии в Смоленске связаны с политической обстановкой в стране. Когда у власти находится партия «Право и справедливость», лидерами которой были братья-близнецы Лех и Ярослав Качиньские (известные русофобы), в Польше начинают свое расследование, задача которого всегда одна — доказать вину России. И неважно — в чем.

Фотографии жертв авиакатастрофы под Смоленском в Варшаве на седьмую годовщину трагедии. 10 апреля 2017 года

Фото: Alik Keplicz / AP

Но когда «Право и справедливость» проигрывает, поляки начинают оперировать фактами. Так, в декабре 2023 года Министерство обороны Польши ликвидировало свою комиссию по расследованию катастрофы, а ее руководителей обвинили в «бесполезной трате бюджетных средств», «фальсификации материалов расследования» и вранье.

«Лента.ру» подробно разбирала это событие здесь.

В декабре 2024 года теперь уже прокуратура Польши заявила о том, что будет ходатайствовать о заочном аресте 43 судебно-медицинских экспертов из России, проводивших вскрытия тел погибших, — об этом заявил глава следственной группы при Национальной прокуратуре Кшиштоф Шварц.

Читайте также:  Приговор в 16 лет за госизмену бывшему инженеру Уралвагонзавода признан законным

В протоколах вскрытия тел жертв катастрофы было много ложной информации, в частности, в них включались описания органов и повреждений, которых в действительности не было. При этом отсутствовали описания идентификационных признаков и повреждений некоторых погибших

Кшиштоф Шварцглава следственной группы при Национальной прокуратуре ПольшиВ Польше намерены добиться заочного ареста экспертов из России

По словам Кшиштофа Шварца, польские следователи обнаружили серьезные нарушения в 61 из 96 протоколов вскрытий. «Неясно, были ли эти протоколы написаны намеренно неправдиво, или от лени либо некомпетентности. Конечно, эти протоколы были созданы небрежно», — отметил он. Кроме того, в ходе польского расследования для устранения сомнений были эксгумированы тела погибших, и выяснилось, что восемь тел были подменены, подчеркнул Шварц.

Подготовка к перевозке на родину погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

В итоге российским судебным медикам в конце марта 2025 года заочно предъявили обвинения в Польше — причем конкретная статья не разглашается. Теперь Национальная прокуратура намерена обратиться в суд с заявлением о заочном аресте обвиняемых. В итоге повторяется история с диспетчерами — больше десяти лет из них лепили образ врага, но в конце концов все претензии к ним оказались сняты.

Безусловно, в протоколах вскрытий могут быть досадные ошибки: чего греха таить — российские суды часто сталкиваются с серьезными дефектами в работе судебно-медицинских экспертов. Однако подобные дефекты касаются лишь описательных частей.

Именно о такой проблеме говорят и в Национальной прокуратуре Польши, при этом не оспаривая выводов

Что касается утверждения о подмене тел погибших, оно вызывает недоумение: все жертвы авиакатастрофы исследовались в одном месте, куда вряд ли могли попасть «посторонние» покойники. При этом, как отметил источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах, убедительных доказательств подмены российской стороне предоставлено не было.

Так что пока все новые польские обвинения — голословные. И от подобных обвинений со стороны польских коллег (причем не только по делу об авиакатастрофе под Смоленском) российские следователи за многие годы уже устали.

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:




Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: crime@lenta-co.ru

Не жмись, лайкни!!!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Подробнее в Происшествия
Стало известно о похищенных ректором ПсковГУ миллионах

Ректора ПсковГУ Ильину взяли под стражу за возможное хищение ₽10 млнЮлия Мискевич (Ночной линейный редактор)Наталья Ильина. Фото: Виталий Белоусов /...

Замначальника железной дороги в России попал под статью

Замглавы СКЖД обвинили в махинациях на 600 млн при реконструкции Крымского узлаАнна Габай (Редактор отдела «Силовые структуры»)Фото: Георгий Зимарев /...

В российском городе подросток выстрелил в девушку из светошумового пистолета в трамвае

В Петербурге подросток в трамвае выстрелил в девушку из светошумового пистолета Анна Габай (Редактор отдела «Силовые структуры»)СюжетСтрельба в Санкт-ПетербургеФото: Мария...

Раскрыты подробности возбужденного против экс-совладельца «Азбуки вкуса» нового дела

РИА: Против экс-совладельца «Азбуки вкуса» Якубовского возбудили дело о растратеАнна Габай (Редактор отдела «Силовые структуры»)Начало событий в новости Бывший совладелец «Азбуки...

Закрыть